Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

таиров ал-др як

Гуманитарный словарь

ТАИ́РОВ Ал-др Як. (1885-1950) - режиссер, актер, реформатор и теоретик т-ра. Род. в семье учителя. Первые сильные театр. впечатления связаны с гастролями бр. Адельгейм. Учась в Киев. г-зии, начал выступать в любит. спектаклях. После окончания г-зии поступил на юрид. ф-т Киев. ун-та, но занятия т-ром не оставил: со сборными труппами ездил по провинции. В 1905 вступил в труппу М. Бородая в Киеве. Во время приезда в Киев В. Комиссаржевской показался ей и получил приглашение в ее т-р. Сезон 1906-07, переведясь в СПб. ун-т, работал в т-ре на Офицерской. Играл Голубую маску в "Балаганчике" Блока, "Нищего в "Сестре Беатрисе" М. Метерлинка, Шаняву в "Вечной" С. Пшибышевского. Несогласный с принципами "условного" т-ра Мейерхольда, покидает Пб., нек-рое время играет в киев. "Новой драме", потом вступает в петерб. труппу 1-го передвижного общедоступного драматич. т-ра, где работает три сезона. Здесь Т. начинает свою реж. деят-ность: ставит шекспировского "Гамлета", где играет Лаэрта, "Эроса и Психею" Ю. Жулавского, "Дядю Ваню" А. Чехова. В этих спектаклях Т. начинает разрабатывать новые принципы по строения сценич. площадки, экспериментирует в области музыки к спектаклю. Уйдя из театра, работает в Риге, Симбирске. В 1911 возвращается в Пб., поступает в Новый драматич. т-р, где много играет и ставит пьесы Л. Андреева, Пшибышевского, Чехова, Б. Шоу. В 1913 заканчивает ун-т и вступает в моск. адвокатуру. Здесь принимает предложение К. Марджанова и становится реж. Свободного т-ра, где ставит пантомиму "Покрывало Пьеретты" и оперетту "Желтая кофта", пробуя себя в новых жанрах.

В 1914 вместе с А. Коонен и группой актеров создает Моск. Камерный т-р - "т-р эмоционально насыщ. форм", к-рый хочет противопоставить как натуралистич., так и "условному" т-ру.

Начальный период деят-ности Камерного театра сам Т. характеризовал как "неореализм". В спектаклях этого периода он стремится к романтич. и трагедийному репертуару, требует от актеров большой эмоциональности и изощренного мастерства. Т. ставит "Сакунталу" Калидасы (1914), "Женитьбу Фигаро" П. Бомарше (1915), "Покрывало Пьеретты" (1916). Наиболее значит. постановками этого периода стали "Фамира-Кифарэд" И. Анненского (1916) и "Саломея" О. Уайльда (1917). С 1917 Т. ставит спектакли "Король-арлекин" Р. Лотара, "Адриенна Лекуврер" Э. Скриба, "Принцесса Брамбилла" по Э. Т. А. Гофману, "Благовещение" П. Клоделя, характеризующиеся некоторой абстрактностью характеров, утверждением вечного смысла проблем Любви и Смерти. Особенно ярко эти темы прозвучали в постановке "Ромео и Джульетты" У. Шекспира.

Переломным моментом в творчестве Т. стал спектакль "Федра" по пьесе Ж. Расина (1922). Т. приблизил пьесу к античности, сделал ее монументальной, выявил филос. смысл.

В следующих постановках - "Гроза" и "Святая Иоанна" - Т. осуществляет подход к "конкретному реализму". Цикл постановок пьес Ю. О’Нила - "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами", "Негр" ставит острые проблемы жизни совр. Запада. Блистат. успехом сопровождается постановка "Оптимистич. трагедии" В. Вишневского (1933), в к-рой Т. показал борьбу "между хаосом и гармонией".

Стремление к синтетич. иск-ву ярко проявилось в постановках оперетт Ш. Лекока "Жирофле-Жирофля" и "День и ночь". В 1930 Т. первым из сов. реж. обратился к творчеству Б. Брехта, поставил "Оперу нищих". Выдающимися творческими успехами Т. явились такие постановки, как "Египетские ночи" (по произв. А. Пушкина, Шоу, Шекспира) и "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940), в к-рых Т. и Коонен утверждали силу духа, нравств. победу женщины, не захотевшей смириться с мещанским окружением. Тяга к волевым характерам, сильной личности определила постановку "военных" пьес "Пока не остановится сердце" К. Паустовского (1943), "У стен Ленинграда" Вишневского (1944), решенных реж. в героико-романтич. ключе.

В своих работах Т. проявился как яркий реж.-новатор. Он первым отказался от привычной коробки-павильона, смело экспериментировал в области света, цвета, музыки, ввел в драматич. действие пантомиму. Поразит. было его умение пользоваться сменой ритма для выявления драматич. конфликта, острой и часто неожид. обрисовки характера. Т. умел достигать подлинно органич. слияния всех выразит. средств т-ра, в результате чего возникал целостный образ спектакля.

Т. создал школу актерского мастерства, добиваясь виртуозности и худож. свободы, безупречного владения внутр. и внешней техникой. В творчестве актера он стремился объединить музыкальность, скульптурность, ритмичность с яркой эмоциональностью.

Новаторское прочтение классики и выдвижение новых идей, не созвучных официальным установкам, с неизбежностью вызывали резкие нападки со стороны идеологов тоталитарного режима, начавшиеся в 1935 и не прекращавшиеся вплоть до 1949, когда Т. и Коонен были изгнаны из Камерного т-ра, а сам т-р вскоре закрыт (в 1950 на его базе организован Т-р им. Пушкина).

Соч.: Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М., 1970

Лит.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Режиссерское искусство Таирова: [Сб. ст.]. М., 1987.

Полезные сервисы